Удаленная работа и услуги. Надомники, самозанятые, аутсорсинг и аутстаффинг.

Удаленная работа и услуги. Надомники, самозанятые, аутсорсинг и аутстаффинг.

Геополитические процессы последних лет сильно повлияли и продолжают оказывать воздействие на развитие Российской экономики. Это вынуждает отечественный бизнес осваивать непривычные для него форматы работы. Если еще недавно удаленная работа и ее эффективность у компаний вызывали настороженность, то сегодня многие изменили свое мнение. Фирмы все чаще предпочитают не брать сотрудников в штат, а делегировать задачи внешним исполнителям. Постараемся разобраться в особенностях и видах удаленной работы и услуг.

В Трудовом кодексе Российской Федерации содержатся такие понятия, как надомная работа, дистанционная (удаленная) работа и работа на дому.

Надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем, либо приобретаемых надомником за свой счет.

Дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, сети Интернет, сетей связи общего пользования и других информационно-телекоммуникационных сетей.

Также Трудовой кодекс закрепляет положение о том, что лица во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

Из выше указанного следует, что на надомников и на удаленщиков, а так же на тех, кто работает на дому в период ухода за ребенком, распространяются нормы и правила, регулирующие трудовые отношения. Соответственно эти лица имеют гарантии, обусловленные Трудовым кодексом, то есть обусловленные Законом.

В принципе, с точки зрения предпринимателя, в этом и есть главные недостатки надомников и удаленщиков – у работодателя много обязательств перед ними.

Если организация не хочет отчитываться за специалиста перед налоговой службой и внебюджетными Фондами, не хочет оплачивать отпуск или больничный (фактически нести расходы при невыполнении работы и в отсутствие удовлетворения нужд компании), хочет сэкономить на обеспечении дистанционного работника необходимым для выполнения им трудовой функции оборудованием, не хочет оплачивать компенсацию за износ инструментов, принадлежащих надомнику и используемых им при выполнении трудовой функции или возмещать иные расходы, связанные с выполнением работ на дому, то фирма должна рассмотреть вариант сотрудничества с самозанятыми (фрилансерами) или возможность использовать услуги аутсорсинга и аутстаффинга.

В настоящее время активно развивается так называемая сдельная экономика, то есть экономика подработки или свободного заработка. Компаниям выгодно привлекать специалистов на разовые проекты и оплачивать лишь количество сделанной работы, а человеку удобно не сидеть весь день в офисе и работать из любого удобного места, есть возможность самостоятельно выбирать, с кем работать, и определять, выгоден ли заказ, планировать свой график и т.п.

Налоговая служба ведет подробную статистику самозанятых с момента, когда режим налога на профессиональный доход заработал по всей стране. По состоянию на конец 2020 года в России насчитывалось 1,6 млн граждан, которые применяют этот налоговый режим. А на конец ноября 2022 года, по данным ФНС, в нашей стране зарегистрировано 6,3 млн самозанятых. Получается, что 5% россиян старше 18 лет — самозанятые.

При этом если поначалу, многие юридические лица побаивались связываться с самозанятыми, то сейчас ситуация изменилась. По данным портала SuperJob – 17% российских компаний привлекают к работе самозанятых. Преимущества такого сотрудничества чаще всего используют работодатели из сферы строительства, информационных технологий, маркетинга. В опросе сервиса по поиску высокооплачиваемой работы приняли участие 1000 менеджеров по персоналу из всех округов страны. Как видно из результатов исследования, предприятия все чаще хотят использовать преимущества услуг самозанятых – это сокращение расходов на содержание штата, экономия на зарплатных налогах и отчислениях, отсутствует обязанность составления множества кадровых документов и отчетов (например, РСВ, 6-НДФЛ, СЗВ-М, СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС). При этом самозанятым не требуется специальная оценка условий труда (СОУТ) или периодические медосмотры.

Однако, привлечение компанией самозанятых может быть выгодно именно для выполнения проектов, сдельной работы. Очень часто контрольно-надзорными органами (той же налоговой службой) договор с самозанятым может быть признан трудовым. Например, в случае, если заключен на неопределенный срок, имеет периодичность оказания услуги (ежемесячно) и длительное время действия. Это повлечет доначисление для компании зарплатных налогов. Кроме того, для самозанятых имеется ряд ограничений, в связи с чем они могут осуществлять не все виды деятельности. Поэтому фрилансеры не всегда смогут удовлетворить и закрыть собою все потребности компании, куда они нанимаются.

Если предприятие хочет реально экономить и в то же время желает снизить налоговые, кадровые и другие риски, то можно посмотреть в сторону аутсорсинга или аутстаффинга.

Аутсорсинг – это долгосрочное сотрудничество со специалистом, который выполняет нужные заказчику услуги, не нанимаясь в штат компании. В этом случае компания оплачивает результат оказанной услуги.

Аутстаффинг – это тоже долгосрочное сотрудничество. Однако, в этом случае предприятие берет в аренду работника для выполнения именно трудовой функции. В этом случае привлекаемый специалист является официальным сотрудником другой организации и не входит в штат Заказчика. Заказчик оплачивает время, проведенное привлеченным профессионалом на рабочем месте. При этом предоставлять труд работников (персонала) вправе лишь организации, прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности, и только в порядке и на условиях, определенных законом. Это создает некоторые препятствия для использования услуг аутстаффинга.